+7 (962) 999-78-44

Каждый день мы принимаем какие-то решения. Мелкие, серьезные, глобальные. В личной жизни, в работе, в бизнесе. Некоторые решения необратимо влияют на всю последующую жизнь.

Практически у каждого предпринимателя появляется возможность или предложение «срубить бабок по-лёгкому». И вот тут очень важно серьезно все взвесить, не кидаться в авантюру сразу, не отмахиваться сразу, так как не всегда эта возможность несёт за собой какие-то риски, предложение может быть действительно выгодным.

 

Но с моей точки зрения, очень важно не подмочить свою репутацию, не испортить карму, если хотите (в нашей стране репутация далеко не всегда рулит, успешность человека сегодня обратно пропорциональна хорошей репутации). На эту философию меня сподвигла история одной моей знакомой.

Девушка (назовем ее Зоей) в лихие 90-е открыла ларек у себя во дворе. Поблизости не было магазинов, торговала она как пивом/сигаретами, так и основными продуктами, овощами. Палатка была очень неплохой, доход приносила, продукты были свежие. А главное, все жители ее знали, она там выросла, потому с покупателями проблем не было. Время шло, в середине нулевых вместо палатки открыла магазин продуктов, а еще года через 3 и магазин промтоваров (выбила разрешение, построила магазин, а затем и пристройку). Цены держала очень приемлемые, и в округе была одна. Я хорошо знаю, что сетевики пробивали эту территорию на предмет открытия там своего супермаркета, Магнит даже какую-то фокус-группу делал, но до дела не дошло, уж очень народ привык к недорогому магазину «в доску своей соседки».

Года 2 назад Зое поступило предложение взять за бесценок партию какого-то продукта (не помню, чего именно, но продукт ходовой). Вроде не просрочен, но на грани. Заработок был хороший, взяла и пустила в продажу. И народ потравился. Причем, довольно серьезно, с госпитализацией, реанимацией. Зою, конечно, потрясли органы, но вроде без последствий, документы были в порядке. А вот весь двор начал обходить магазин стороной, включая промтоварный. И здороваться с Зоей перестал.

Время прошло, история немного подзабылась. Метрах в 150 от этого магазина уже красуется Магнит. Зоя так и работает в том же дворе, но фактически в ноль, говорит, что скорее всего будет закрываться. Основная масса людей стала клиентами Магнита, хотя Зоя вполне нормально конкурирует по цене. Доверия прежнего нет. Больше того, люди понимают, что отравиться магнитной пищей гораздо проще. Но глубоко, уже даже подсознательно, сидит обида. На чужих нет смысла обижаться, а вот на своих…

Уверен, что в нашей стране репутация в целом (а не только на местечковом уровне) будет играть всё большую роль. Потому и решения, которые могут удачно или фатально повлиять на наш бизнес, нужно принимать осторожно. Не обижайте соседей))